Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 «Пчелка»

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель – Карлина Татьяна Михайловна.

Высшая квалификационная категория.

Педагогический стаж 23 года.

В 1989 году окончила Хабаровское педагогическое училище по специальности Музыкальный руководитель в детском саду, учитель музыки в школе.

В 1995 году окончила Государственный педагогический институт по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию.


Цель дошкольного воспитания  — это формирование общей культуры детей.

Цель образовательной области «Музыка « — развитие музыкальности детей,  способности эмоционально воспринимать музыку через решение задач:

   развитие музыкально – художественной деятельности;

   приобщение к музыкальному искусству.

 Понятие «музыкальная культура « включает в себя приобретаемый культурно – ценностный опыт, в процессе которого у детей:

   развивается музыкальность (комплекс музыкальных способностей, центром которой является эмоциональная отзывчивостью на музыку);

   появляется желание претворить этот опыт в творческой деятельности (восприятие, исполнительство, продуктивное творчество);

   наблюдается проявление самостоятельности и творческой активности;

  положительное эмоционально – оценочное отношение к культурным ценностям – появление эмоциональных оценок и оценок – суждений, формирование интересов, вкусов – ценностных ориентаций личности в процессе приобщения к искусству.

Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций», она отражает отношение человека к миру, ко всему, что нас окружает и существует в нас самих: к природе, миру идей, социальным явлениям и глубоко личному. А наше отношение – это и есть эмоция.

Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребёнка.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве и её полноценное формирование даёт возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта».

Развитие детей второй младшей группы позволяет проводить с ними планомерную работу по формированию основ музыкальной культуры на занятиях и в повседневной жизни.

Цель музыкального воспитания во 2 младшей группе: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; познакомить с тремя музыкальными жанра­ми: песней, танцем, маршем; способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

Слушание.

Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, дет­ских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение.

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произ­носить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).

Песенное творчество.

Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства ве­селых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения.

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движе­ний: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музы­ку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения предметами, игрушками, без них).

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бега­ют мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.

Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Развитие танцевально-игрового творчества.

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, пере­дающих характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, ба­рабаном, а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инстру­ментах.

К концу года дети могут:

  • Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте пределах октавы).
  • Замечать изменения в звучании (тихо — громко).
  • Петь, не отставая и не опережая друг друга.
  • Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
  • Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

 Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.

Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более слож­ные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени со­храняется игровой и развлекательный характер обучения. В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются раз­витие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее. связы­вать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.

Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

К концу года дети могут:

  • Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
  • Узнавать песни по мелодии.
  • Различать звуки по высоте пределах сексты — септимы).
  • Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
  • Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответ­ствии с двухчастной формой музыкального произведения.

• Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу,
кружение по одному и в парах.

  • Выполнять движения с предметами куклами, игрушками, ленточками).
  • Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
  • Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

В старшей группе занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, требуют со­средоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой развлекательный характер обучения. Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

К концу года дети могут:

  • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
  • Различать высокие и низкие звуки пределах квинты).
  • Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
  • Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
  • Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, по­луприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением впе­ред и в кружении.
  • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.
  • Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

 У детей 6-7 лет появляется интерес к музыкальной грамоте, стремление выразительно полнить песню, танец, проявлять творчество, желание высказать свое мнение об услышанном. Они мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование личности ребенка средствами музыкального искусства по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.

  • Восприятие музыки проходит как диалог с композитором, как переживание определенного эмоционального состояния и эстетических чувств.
  • Осознание своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, означает в конечном счете развитие музыкального вкуса и сознания. Это зависит от педагога, который должен построить работу так, чтобы ребенок приобрел знания, навыки и умения чувствовать образ и передавать его с помощью разных видов культурно-художественной деятельности. Синтез разных видов искусств и интеграция культурно-художественной деятельности в эстетическом воспитании осно­вываются на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенно! понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для каждого из них средствами.
  • Воплощение переживаемого в творческой деятельности дошкольника 6-7 лет является обя­зательным. Синтезируя имеющийся у него художественный опыт, ребенок испытывает потреб­ность выразить свои переживания и фантазии в объективной форме. Известно: чем богаче художественный опыт дошкольника, тем точнее критерии оценки, тем выразительнее его творчество.

К концу года дети могут:

  • Узнавать мелодию Государственного гимна Российской Федерации.
  • Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, та­нец) и на каком известном инструменте оно исполняется.
  • Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
  • Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
  • Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях -интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
  • Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
  • Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
  • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, пра­вильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
  • Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с акком­панементом.
  • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
  • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоя­тельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
  • Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пру­жинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
  • Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хоро­водах.
  • Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инст­рументах несложные песни и мелодии.