Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 «Пчелка»

Способы формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью

Одной из основных задач — развития системы дошкольного образования, образования является отработка моделей здоровьесберегающих технологий. Большое внимание со стороны коллектива педагогов и медицинских работников МАДОУ уделяется организации двигательной активности детей, укреплению физического и психического здоровья, а также воспитанию у них правильного отношения к своему образу жизни, формированию навыков безопасного поведения. Основными направлениями работы дошкольного учреждения в данном направлении являются:

  • создание благоприятной здоровьесберегающей среды в группе;
  • широкое внедрение в практику работы с детьми здоровьесберегающих технологий;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей;
  • формирование культуры здоровья
  • пропаганда здорового образа жизни в семье через проектную деятельность.

Работа осуществляется по шести блокам:

  1. Лечебно-профилактический (оздоровительный массаж, витаминотерапия, кварцевание).
  2. Оздоровительный (фитонциде- и фитотерапия, закаливание).
  3. Физкультурный (физкультурные занятия, занятия на тренажерах, праздники, досуги, дни здоровья, спортивные игры, физкультминутки).
  4. Психологический (занятия по коррекции эмоциональной сферы, нейропсихологическая коррекция).
  5. Пропаганда здорового образа жизни в семье (семинары по обеспечению безопасной жизнедеятельности ребенка в семье, организация режима дня и сбалансированного питания детей, активный отдых, встречи с представителями здравоохранения).
  6. Разработка и внедрение в практику физического воспитания занятий с использованием принципов ОБЖ.

На протяжении года, помимо соблюдения гигиенических норм и проведения диспансеризации детей и педагогов, осуществляются оздоровительные, закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия, четко соблюдается режим двигательной активности, создается атмосфера психологического комфорта и обеспечивается безопасность детей. Большое внимание уделяется формированию представлений и навыков здорового образа жизни.

Разработана система медико-педагогического контроля за организацией физического воспитания дошкольников, которая включает: контроль за противоэпидемических мероприятий в МБДОУ, медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, динамические наблюдения за состоянием здоровья, физического развития и физической подготовленности, профилактика травматизма, формирование мотивации к занятиям физкультурой.

Программа по физическому воспитанию требует организации безопасной жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях, рассчитаны на оптимальную нагрузку для ребенка. Бег, прыжки и другие упражнения имеют предельно допустимые возрастные нормы, не позволяющие получить травмы, переутомиться. Между тем, ребенок узнает о невозможности совершения некоторых действий и обнаружения предела, что является важной составной частью физического воспитания с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности. Обогащение двигательного опыта возможно, если использовать типичные действия детей в естественных, не организованных взрослым, условиях. С целью обеспечения безопасности очень важно научить детей правильно выполнять движения сложные по координации, интенсивные (бег, прыжки, лазанье, акробатические упражнения), с применением приемов самостраховки. Для предупреждения травм необходимо готовить детей к возможному падению с помощью специальных упражнений. Инструктор по физическому воспитанию должен сформировать у ребенка понятие «опасно -безопасно» по отношению к собственному телу, его возможностям в различных жизненных ситуациях.

Высокие показатели физического развития, определенный запас двигательных качеств, умений и навыков позволяют ребенку адекватно действовать в экстремальной ситуации. Программа по физическому воспитанию должна реализовать следующие задачи:

  • научить ребенка приемам безопасных двигательных действий;
  • сформировать навыки объективной оценки собственных двигательных возможностей при решении двигательных задач;
  • обеспечить уровень физического развития соответственно возрасту, позволяющий осуществлять грамотное действие в пространстве;
  • проводить профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата.

При планировании занятий по физической культуре Э.Я. Степаненкова рекомендует учитывать оздоровительное воздействие физических упражнений на дошкольника:

  • проведение физических упражнений в соответствии с инструкцией по охране жизни и здоровья ребенка;
  • соблюдение требований СанПиН 2.4.1.1249-03;
  • подбор форм организации двигательной деятельности, направленных на оздоровление ребенка;
  • учет здоровьеразрушающих факторов воздействия физических упражнений на организм ребенка (завышенные нагрузки, введение нетрадиционных форм проведения физических упражнений, несоответствующих культурологическим и научным основам физического воспитания).

Содержание занятий составляют доступные виды физических упражнений для детей: прыжки в длину с места и в высоту, метание медицинболов, упражнение на равновесие ( «ласточка», «уголок»), умение группироваться (различнымиспособами), осуществлять перекаты и др.

Необходимо отметить, что в рамках традиционных занятий обязательно ставились вопросы, помогающие детям осознать выполняемые движения: «Что ты делаешь? Какое движение выполняешь? Зачем мы тренируемся в беге, прыжках и т.д.? Что вы делаете, чтобы прыгнуть дальше, бежать быстрее? Для чего нужно уметь правильно дышать?»

Таким образом, через осознание действий идет понимание детьми своих возможностей, а затем регуляция собственных желаний и, как следствие, формирование бережного отношения к своему здоровью.

Обычно дети старшей группы испытывают трудности с объективной оценкой своих возможностей. Дети подготовительной к школе группы при планомерной работе способны адекватно оценить, что они могут сделать, а что нет; у них начинает формироваться правильное поведение в ситуациях «не знаю, могу ли я это сделать». Слабые дети, имеющие низкий уровень физической подготовленности, как правило, не могут оценить уровень своих физических возможностей.

Следует заметить, что занятия физической культурой не обеспечивают достаточную физическую нагрузку на каждого ребенка, но компенсировать этот недостаток можно за счет хорошо организованной подвижной игры и его самостоятельной двигательной активности в течение дня.

Для осуществления эффективной работы в рамках программы по физической культуре в дошкольном учреждении важно учитывать ряд факторов и рекомендаций для родителей и педагогов:

  • помните, что ваше собственное отношение к здоровью влияет на отношение ребенка к своему здоровью;
  • формированию у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек;
  • инструктору по физической культуре необходимо привлекать воспитателей групп, чтобы они в дальнейшем могли ставить аналогичные проблемные ситуации с детьми во время прогулок, при проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром и ОБЖ;
  • целесообразно использовать различные формы работы с родителями (круглые столы, семинары-практикумы, оформление уголка, открытые занятия) с приглашением для консультаций различных специалистов;
  • формируйте у ребенка положительное отношение к своему физическому «я»;
  • адекватный контроль, разумные требования в сочетании с эмоциональным принятием и демократическим стилем общения способствует адекватному отношению ребенка к своему здоровью;
  • стремитесь к творческому подходу педагогов и родителей, проявляйте готовность к решению возникших вопросов детей, сотрудничеству.

14.10.2012, 7322 просмотра.